Грамотная работа с балансом требует наличия хороших контрольных мониторов с хорошим динамическим и ровным частотным диапазоном. Многие бюджетные мониторы не способны воспроизводить все частоты ниже определенного уровня громкости. Обусловлено это недостатками их конструкции.
Результатом может быть более громкое или более тихое, по сравнению с вашими планами, звучание отдельных инструментов после сведения.
Несколько правил выстраивания баланса инструментов
- Установите нулевые значения панорамы. Старайтесь работать с балансом в моно. Стереодорожки, гитарные дабл-треки и бэк-вокал разведите пока по краям. Размещение их в центре чревато появлением проблем с фазой.
- Время от времени меняйте громкость. Стремитесь к тому, чтобы соотношения инструментов по уровню на большой и на малой громкости были примерно одинаковыми. Исчезновение какого-либо инструмента на малой громкости свидетельствует о том, что он вне баланса.
- Вокал в песне должен быть хорошо читаемым. Все инструменты, которые ему мешают, или удаляйте, или делайте тише. Не бойтесь обидеть гитариста или клавишника, немного «задвинув» их инструменты.
- Большая часть жанров требует одинакового уровня громкости баса и бочки.
- Малый барабан — весьма громкий инструмент, дающий высокие пики в финальном миксе. Даже в электронных жанрах, где основой ритм-секции является бочка, малый барабан, как правило, бьет на вторую и четвертую доли вместе с бочкой, усиливая тем самым акценты и увеличивая пиковый уровень фонограммы. Бывает, после выстраивания баланса инструментов оказывается, что малый барабан порождает клиппинг. В результате нужно убавлять по уровню или весь микс, или непосредственно малый барабан. В первом случае теряется RMS, во втором — наблюдается проваленный малый барабан. Во избежание появления подобных проблем попробуйте выстраивать баланс с малого барабана. С этой целью установите самый высокий уровень его громкости, а другие инструменты делайте тише до тех пор, пока звучание не станет сбалансированным.
- Устанавливайте громкость проигрышей, соло и прочих солирующих звуков субъективно на том же уровне, на котором находится громкость вокала.
- Звук, присутствующий на протяжении всей композиции, можно в самом начале установить на нормальном уровне громкости, а затем сделать тише, отодвинув на задний план. Человеческий слух имеет способность приспосабливаться. Он улавливает и запоминает звуки, что позволяет мозгу даже при низких значениях громкости воспринимать и идентифицировать их в дальнейшем. Для реализации данного приема используйте автоматизацию. Если будет нужно, в определенных местах снова повысьте громкость этого звука. Этот прием позволит вам в разные моменты звучания демонстрировать разные тембры и партии, по очереди то, выводя их на передний план, то уводя на задний. Слушатели смогут оценить все звуки по отдельности в не загроможденном большим количеством инструментов миксе.
Источник: http://www.master-skills.ru |